Печать

О результатах оценки эффективности предоставления льгот по местным налогам Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в 2015 - 2017 годах

время: 28 Ноябрь 2018.

Контрольно-счетная палата Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

З А К Л Ю Ч Е Н И Е от 09.10.2018

«О результатах оценки эффективности предоставления льгот по местным налогам Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в 2015 - 2017 годах»

Октябрь 2018 года

Согласно статье 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет поселения зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

         - земельный налог – по нормативу 100 процентов;

         - налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Решением Совета депутатов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского   края от 23.10.2014 № 12/73 утверждено Положение о местных налогах на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (с последующими изменениями и дополнениями).

Налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Так, пунктом 6.1. статьи 6 Положения в дополнение к перечню лиц, определенных статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога предоставлена:

а) муниципальным учреждениям культуры, деятельность которых финансируется из местного бюджета на основании сметы доходов и расходов - в отношении земельных участков, находящихся у них на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования;

б) органам местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся у них на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования;

в) пенсионерам, получающим пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, имеющие земельные участки в границах поселения;

г) гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно получившим в собственность земельный участок из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11.1. статьи 11 Положения в дополнение к перечню лиц, определенных статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц предоставлена:

а) многодетным семьям;

б) лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

в) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей до достижения ими возраста 18 лет, а учащимся из их числа старше 18 лет — до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.

В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности.

Важность процесса определения экономической целесообразности предоставления налоговых льгот сопряжена с бюджетными потерями. Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот. 

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в соответствие с Порядком оценки эффективности налоговых льгот в Корфовском городском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденным Постановлением администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 275 от 28.06.2017.

Настоящим Порядком установлены правила проведения, критерии и применение результатов оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие понятия:

экономическая эффективность - оценка динамики финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы;

социальная эффективность – оценка степени достижения социально значимого эффекта, которая выражается в изменении качества и объема предоставляемых услуг в результате реализации налогоплательщиками системы мер, направленных на повышение уровня жизни населения.

Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности можно разделить на две группы:

- поддержка социально незащищенных категорий граждан – такие льготы имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность;

- минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского поселения и физических лиц в целях ее снижения.

Эти объемы льгот нацелены на минимизацию расходов граждан и учреждений Корфовского городского поселения, деятельность которых не направлена на получение доходов.

Источниками информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот являются:

- отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам формы № 5-МН;

- информационный ресурс «Расчеты с бюджетом МО»;

- перечень организаций, использующих налоговые льготы;

- иная информация.

В ходе проведения инвентаризации предоставленных налоговых льгот в Корфовском городском поселении установлено следующее.

В течение анализируемого периода 2015-2017 годы предоставленными льготами по налогу на имущество отдельным категориям граждан согласно пункту 11.1 Положения о местных налогах налогоплательщики не пользовались.

Предоставленными льготами по земельному налогу граждане, имеющие трех и более детей, бесплатно получившие в собственность земельный участок из государственной или муниципальной собственности согласно пункту 6.1 Положения о местных налогах налогоплательщики не пользовались.

Льготы по земельному налогу для муниципальных учреждений культуры и органам местного самоуправления также не использовались за весь анализируемый период.

Из всех предоставленных Корфовским городским поселением Хабаровского муниципального района Хабаровского края льгот по местным налогам активно использовалась льгота по земельному налогу для пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, имеющие земельные участки в границах поселения.

Так, данной льготой ежегодно пользовалось более 4 тысяч пенсионеров: 2015 год – 4233 чел., 2016 год – 4081 чел., 2017 год – данные уточняются. В связи с чем, выпадающие доходы бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ежегодно составляли порядка 1 миллиона рублей: 2015 год – 947,2 тыс. руб., 2016 год – 947,2 тыс. руб., 2017 год – данные уточняются.

Для установленных налоговых льгот сумма выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот за отчетный период определяется в соответствие с отчетными данными налогового органа.

Фактическая сумма налоговых и неналоговых поступлений бюджета Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края по годам составила: 2015 год – 54 368 096,54 руб., 2016 год - 56 876 514,97 руб., 2017 год – 62 768 946,20 руб. В том числе земельный налог с физических лиц, соответственно: 2015 год – 2 298 420,35 руб., 2016 год – 2 983 545,32 руб., 2017 год – 2 631 059,9 руб. Прирост по земельному налогу в 2017 году по сравнению с 2015 годом составил 332 639,55 руб.

Выпадающие доходы бюджета с год в среднем составили 1,5-1,7%. Причем с каждым годом наблюдается снижение доли выпадающих доходов бюджета на 0,1% за счет ежегодного увеличения общей суммы доходной части бюджета, что является положительным аспектом.

Приложением к Порядку утверждена Методика проведения оценки эффективности налоговых льгот.

В связи с отсутствием показателей налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в анализируемом периоде в отношении органа местного самоуправления и финансируемого из местного бюджета муниципального учреждения бюджетная и социальная эффективность налоговых льгот в процедуре оценки эффективности налоговых льгот не рассчитывается.

В отношении льгот по земельному налогу, предоставленных пенсионерам, при оценке эффективности налоговых льгот бюджетная и социальная эффективность не подлежит расчету.

Таким образом, на основании вышеизложенного, по результатам проведенной оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот по земельному налогу, предоставленных пенсионерам, фактически полученные льготы (в суммовом выражении) признать эффективными, так как они имеют социальный эффект, выражающийся в поддержке социально незащищенных категорий граждан, а потери бюджета составляют незначительную часть (1,5%).

Предлагается в дальнейшем данную льготу сохранить.

В соответствие с пунктом 5 Методики проведения оценки эффективности налоговых льгот, утвержденной к Порядку проведения оценки эффективности налоговых льгот в Корфовском городском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края в случае, если налоговая льгота не применяется налогоплательщиками в течение трех налоговых периодов, то данная льгота считается неэффективной.

В связи с чем, предлагается рассмотреть вопрос об отмене льгот категориям налогоплательщиков, которым льгота предоставлена, а фактически налогоплательщики на территории муниципального образования отсутствуют, а именно: по налогу на имущество отдельным категориям граждан согласно пункту 11.1 Положения о местных налогах и по земельному налогу гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно получившим в собственность земельный участок из государственной или муниципальной собственности согласно пункту 6.1 Положения, а также льготы по земельному налогу для муниципальных учреждений культуры и органам местного самоуправления.

Председатель КСП Корфовского городского

поселения                                                                             О. В. Малыгина

Яндекс.Метрика